ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Линдсей Джэк, Lindsay D.
БЕРКЛИ ДЖОРДЖ - (Berkeley) [12.03.1685 (по другим данным 1684), близ Килкенни, Ирландия - 14.01.1753, Оксфорд], английский философ, субъективный идеалист. Учился в Дублине (Ирландия), жил в Лондоне, бывал во Франции и Италии, одно время занимался миссионерской деятельностью в Америке. В 1734 был назначен епископом Клойнским (Ирландия); в 1752 переехал в Оксфорд, где и умер. В своем раннем произведении «Новая теория зрения» (1709) Беркли пытался разрешить проблему зрительного восприятия, исходя из психологических предпосылок: он утверждает, что мы воспринимаем тела как объемы, располагаемые нами в пространстве, лишь благодаря синтезу зрения и осязания. Отсюда уже недалеко было до мысли, что самое пространство, «протяжение», объективной значимости не имеет.
Свои философские взгляды Беркли изложил в следующем году в «Трактате о принципах человеческого знания». Психологизм и сенсуализм и здесь являются общей философской основой Беркли. Развивая эмпиризм Локка, Беркли приходит в теории познания к чистому сенсуализму, считая, что только через ощущения возникает у нас знание. Беркли начинает с критики отвлеченных и общих представлений, доказывая, что такие общие представления, как, например, человек, без всяких дальнейших определений объективно не существуют. С этим необходимо согласиться: нет человека вообще, лошади вообще, а существуют отдельные люди, отдельные конкретные лошади. Этого последнего вывода Беркли, однако, не делает, т. к. критика общих представлений нужна ему лишь для того, чтобы уничтожить самое понятие материальной субстанции, ибо, исходя из своих принципов, он заявляет далее, что и материи, поскольку она является отвлечением, нет, а есть лишь имя ее, общее представление, которому реально ничто не соответствует.
Если до Беркли Локк утверждал, что цвета, запахи, звуки, т. н. чувственные качества, объективно не существуют, что это - «вторичные качества», пребывающие в сознании, то Беркли переносит в сознание и «первичные качества», т.е. величину, фигуру, положение и т. п. Т. о. Беркли «уничтожает» материальную субстанцию; материя для него является лишь идеей. Тем самым Беркли приходит к отрицанию существования внешнего мира и к признанию самого себя как совокупности ощущений. Феноменализм Локка приходит у Беркли к своему логическому завершению: к субъективному идеализму, к солипсизму (существую только «я» - со своими ощущениями), к абсолютному иллюзионизму. Мысли, идеи в душе, предметы тоже в душе, и быть, существовать,значит быть в восприятии (esse - percipi).
Французские материалисты 18 в., критикуя Беркли, исходили из теории познания сенсуализма. Однако, они правильно рассматривали ощущение как результат воздействия внешнего мира на органы чувств, Беркли же отрывал ощущение от его внешней причины и рассматривал его как последний элемент действительности; поэтому-то у него вся действительность и исчерпывалась одними ощущениями, мировоззрение оказывалось без мира. Уже современные Беркли материалисты, указывали на непроизвольный ход ощущений, что свидетельствует о находящихся вне нас причинах ощущений. Беркли пытался выйти из этого логического затруднения своей философии путем утверждения, что причиной ощущений является также Дух, но «с большой буквы», т.-е. бог. Однако, эта уловка логически противоречила уже положениям самого Беркли и была натяжкой: ведь, поскольку бог не дан в ощущениях, постольку, согласно Беркли, он и не существует. Этим противоречием сам Беркли ни мало не смущался, т. к. его задачей была открытая теодицея и ниспровержение атеизма.
В согласии со своей исходной точкой чистого сенсуализма, Беркли выступал против Ньютона, а дифференциальное исчисление называл бесполезным умозрением; тысячная часть линии длиною в дюйм для него ничто. Если материалисты, современники Беркли, возражали ему исключительно в теоретической плоскости, вскрывая допускаемые им логические противоречия, то современный диалектический материализм, основываясь на практике, как критерии истины, именно в ней видит основное опровержение субъективного идеализма Беркли. Социологически философия Беркли была церковно-религиозной реакцией на английский материализм эпохи революций 17 в., и уже по тому времени представляла социально и политически реакционные слои населения. Возрождение берклианства в новых формах имело место в последние десятилетия 19 в. и в самом начале 20 в. в лице эмпириокритицизма.
Лит.: БСЭ под редакцией О.Ю. Шмидта, 1927г., т. 5, стр. 635 - 637
Произведения:
Лучшее издание сочинений Беркли: «Тпе Works of George Berkeley, including his posthumous works», с предисловиями, примечаниями, дополнениями и очерком жизни Беркли А. Кэмпбелл-Фрэзера, 4 тт., Оксфорд, 1901. По-русски: «Трактат о началах человеческого знания», под ред. Н. Г. Дебольского, СПБ, 1905; «Опыт новой теории зрения», пер. А. Маковельского, Казань, 1913.

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz