ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вальтер Скотт
Вальтер Скотт
СКОТТ ВАЛЬТЕР - (15.8.1771, Эдинбург, - 21.9.1832, Абботсфорд), выдающийся английский писатель, шотландец, по образованию юрист. Литературную деятельность начал собиранием шотландского фольклора («Minstrelsy of the Scottish Border», 3 vis, 1802-03) и переводом немецких поэтов периода «Бури и натиска» (Бюргер, Гёте). Под их влиянием была написана первая крупная поэма Скотта «Песнь последнего менестреля» (1805). Её успех заставил Скотта посвятить себя поэзии.
Он создал ряд поэм, в которых чаще всего изображал драматические эпизоды истории шотландского народа и его борьбы за независимость: «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рекби» (1813), «Владыка островов» (1815) и др. Скотт мастерски использовал фольклор и замечательно умел передать исторический колорит. Эти стороны таланта Скотта особенно сказались, когда он перешёл к жанру исторического романа: после выхода в свет байроновского «Чайльд Гарольда» Скотт считал, что он не может соперничать в поэзии с Байроном.
В 1814 вышел анонимно первый исторический роман Скотта «Веверлей». Исключительный успех романа «Веверлей» и всей последующей серии принёс Скотт значительное состояние, он приобрёл имение Аббатсфорд и построил замок в средневековом стиле, окружив себя антикварной обстановкой. Кризис 1825 подорвал, однако, благосостояние Скотта. Чтобы расплатиться с долгами, он вынужден был писать много и торопливо, что не могло не отразиться на достоинствах его произведений. Из написанных Скоттом 29 исторических романов большая часть посвящена Шотландии и изображает главным образом эпоху Реформации, революции 17 в., борьбу якобитов в 18 в., т. е. наиболее драматические моменты не слишком отдалённого прошлого Шотландии. Таковы романы: «Веверлей» (1814),«Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Шотландские пуритане» (1816), «Лаиермурская невеста» (1818), «Роб Рой» (1818), «Легенда Монтроза» (1819),«Монастырь»(1820), «Аббат» (1820), «Источник св. Ронана» (1824), «Замок опасности» (1832). Истории Англии посвящены романы: «Айвенго» (1819), «Кенильворт» (1821), «Похождения Нигеля» (1822), «Павериль Пик» (1822), «Вудсток» (1826) и др. Наконец, последняя группа романов изображает различные исторические эпохи стран континента: «Квентин Дорвард» (1823) - Франция эпохи Людовика XI, «Анна Гейерштейнская» (1829) - Швейцария в пору битвы при Нанси, «Роберт, граф Парижский» (1832).
Исторический роман Скотта возник под влиянием широкого общественного интереса начала 19 в. к истории, старине и средневековой поэзии. Хотя Скотт и испытал воздействие романтизма (романтич. фабула, влияние «романа ужасов», большая роль случайностей, идеализация образов, особенно женских, и т. д.), но глубокое проникновение в действительные противоречия истории, реалистическое воспроизведение быта эпохи, её колорита и, самое главное, общественной психологии людей делают Скотта одним из крупнейших реалистов 19 в.
Скотт показывает преломление крупных исторических событий в личной судьбе человека. Для него история - не только летопись сражений, войн, переворотов, но и летопись частной жизни. Главное действующее лицо его романов - «средний» человек, не столько герой, сколько свидетель исторических событий, обрисованных рельефней, чем он сам. Он не выделяется из общего фона эпохи, наделён обычно молодостью и идеализированными чертами благородства, преследует чаще всего личные цели, заканчивающиеся брачными узами с любимой девушкой (Квентин Дорвард, Франсис Осбальдистон в «Роб Рое» и т. д.).
Главное место в романах Скотт занимает изображение эпохи, показанной полно и многосторонне, с огромной галлереей разнообразных социальных типов. Реалистическое начало в этих романах вытесняет политическую предубеждённость Скотта, который был членом партии тори и защитником религии. Яркий, живописный реализм Скотта, народность его творчества заглушают консервативные идеи, которые, однако, никогда не доходили до мракобесия реакционных романтиков. Влияние Скотта на роман 19 в. необычайно велико: во Франции его влияние испытали Виньи, Гюго, Мериме, Бальзак; в Италии - Манцони; в Америке - Ирвинг, Купер и др.
В России творчество Скотта пользовалось огромной популярностью; продолжателями его понимания исторического романа были Пушкин, Гоголь, Загоскин, А. К. Толстой, Лажечников. -Помимо исторических романов, Скотт написал несколько историографии: «Жизнь Наполеона» (1827), «История Шотландии» (1829-30), редактировал издания сочинений Драйдена (1808) и Свифта (1814), снабдив их научными комментариями, и, наконец, основал журнал «Quarterly review» (1809), в котором сам принимал ближайшее участие.

Лит.: Белинский В. Г., «Романы ВальтераСкотта. Том третий - Антикварий...», Соч.,т.Х1, СПБ,1914;
Горнфельд А. Г., Последний менестрель, в его книге: Романы и романисты, М., 1930;
Л у к а ч Г., Исторический роман, «Литературный критик», [М-], 1937, кн. 7, 9; его же, Пушкин и Вальтер Скотт, там же, кн. 4;
В а l l М., Sir Walter Scott as a critic of literature, N. Y., 1907;
Patten J. A., Sir Walter Scott, a character study, L., 1932;
Lockhart J. G., Memoirs of the life ol sir Walter Scott, 10 vis, Boston -N. Y., 1901. м. Заблудовский.


Источник:  Лит.: Большая советская энциклопедия, под ред. О.Ю. Шмидта, 1945г., т. 51, стр. 327-330.
БСЭ, 1976г., т. 23, стр. 524-525 [1560-1562].


Скотт Вальтер Скотт Вальтер 1960-65 с/с в 20-и т. изд. Худ. лит. сосотояние хорошее (5-).

Произведения:
роман «Веверлей» (1814);
роман «Гай Маннеринг» (1815);
роман «Антикварий» (1816);
роман «Шотландские пуритане» (1816);
роман «Лаиермурская невеста» (1818);
роман «Роб Рой» (1818);
роман «Легенда Монтроза» (1819);
роман «Монастырь»(1820);
роман «Аббат» (1820);
роман «Источник св. Ронана» (1824);
роман «Замок опасности» (1832);
роман «Айвенго» (1819);
роман «Айвенго» (1819);
роман «Похождения Нигеля» (1822);
роман «Павериль Пик» (1822);
роман «Вудсток» (1826);

Сайты по теме:
Википедия | Скотт, Вальтер


Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz