ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Оноре де Бальзак
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК - (Honore de Balzac), (20.5.1799, Тур, - 18.8.1850, Париж), знаменитый французский писатель романист. Бальзак - один из величайших выразителей материалистических тенденций своего времени, ярко воплотивший дух буржуазной Франции первой половины 19 в. Сам Бальзак прошел путь тяжелой борьбы за существование, завоевал себе положение железной энергией, неутомимым трудом. Он родился в Туре, где и получил первоначальное образование; подростком переселился в Париж, учился в Сорбонне. Здесь без средств, без знакомых он пробивает себе дорогу, решает во что бы то ни стало добиться богатства и славы, придумывает фантастические коммерческие предприятия, даже за самую литературу берется только потому, что она кажется ему наиболее коротким путем к достижению независимости и богатства.
Духом прожектерства и предпринимательства проникнуты и герои его произведений, среди которых честолюбивый даровитый юноша, неизвестный бедняк, затерявшийся в огромной столице, быстро усваивающий методы наживы и делающий в конце-концов блестящую карьеру, - является его излюбленным типом.Бальзак прошел трудный путь писателя, которому почти не удавалось высвободиться из рук издателей и книгопродавцев, которому приходилось покрывать долги и авансы, ни на минуту не выпуская из рук пера. Только под конец жизни его материальные дела окрепли. Бальзака часто называют «отцом реализма». Он не только самый выдающийся представитель этого направления, но и создатель тех методов творчества, которые разрушили или, по крайней мере, сильно поколебали легенды о «святом вдохновении», как творческом начале.
Бальзак пишет в назначенные часы и бросает перо в урочное время, хотя бы на полуслове, - прием, усвоенный позднее Золя и другими писателями-натуралистами. В манере его творчества можно видеть раннее проявление столь распространенной в наше время идеи сближения творчества художника с работой мастера - ремесленника. Реализм Бальзака наиболее законченный и беспримесный. Сближение искусства и науки доходит у него порою до полного отождествления. В своей литературной работе он пользуется методами естествознания. Бальзак был учеником С. Илера. Наблюдения и опыт являются главными источниками его художественного творчества. Факт - основа его миропознания. Он исходит только из фактов, и если реализм есть движение от мира внешних вещей к познанию, то Бальзак - самый последовательный из реалистов.
Тэн назвал оставленное им литературное наследие величайшим собранием документов о человеческой природе. И действительно, Бальзак следует научному методу и в этом отношении старается собрать для своих выводов как можно больше фактов, не упускает ни одной детали, всегда знает количество платьев в гардеробе героини, сумму денег в кошельке героя; его наблюдающий глаз обладает необыкновенной зоркостью, по жесту, по детали платья определяет он характер и профессию своих героев. Он сживается с их воображаемым миром, участвует в решении их судьбы, с усердием помогает им в затруднительных случаях, ищет денег для задолжавших, мирит поссорившихся любовников и делает это так, как делал бы в аналогичных случаях в самой жизни, напрягает свой ум, ищет выхода, борется с препятствиями.
Подобно многим художникам реалистам, он чередует события выдуманные с историческими документами и практическими советами. Подобно представителю точных знаний, он приступает к классификации и выводам только после того, как собрал весь фактический материал. Поэтому он соединяет свои романы в серию, создает свою знаменитую «Человеческую комедию» («Comedie humaine»), где все его романы, связанные общими героями, единством замысла, превращаются в главы огромного исследования, посвященного цельному организму, каковым в глазах Бальзака является общество.
«Человеческая комедия» в свою очередь разбивается на меньшие серии: «Сцены из военной жизни», «Сцены из политической жизни», из деревенской и т. д. К числу наиболее известных романов Бальзака принадлежат: «Шагреневая кожа», «Тридцатилетняя женщина», «Евгения Гранде», «В поисках абсолютного», «Отец Горио», «Погибшие иллюзии», «Цезарь Биротто», «Сельский священник», «Темное дело», «Крестьяне» и др.
Всего Бальзак написал около 100 романов и новелл. Миросозерцание Бальзака гармонирует с деловым настроением буржуазного и светского общества периода реставрации и Июльской монархии. Он выводит самые разнообразные типы: представителей чиновничества, дипломатов, банкиров, коммерсантов, биржевиков, литературную богему, артистов, спекулянтов. Все это люди, проникнутые жаждой власти и наживы, ищущие наслаждений, стремящиеся какой угодно ценой подняться на следующую ступень общественной лестницы. Чаще всего это бессердечные продажные женщины, как дочери Горио, жадные богачи, как Гранде, честолюбивые беспринципные юноши, как Люсьен и Растиньяк, журналисты, продающие свое перо тому, кто дороже платит, министры, торгующие интересами государства и т. п.
В яростной гонке, в бешеной конкуренции только изредка мелькнет образ идеалиста, да и то обычно бледный, плохо удающийся автору. Бальзак объективен, он только исследователь. Но именно потому, что он рисует капиталистическое общество 19 в., что он сам впитал в себя все стремления этой среды, именно потому, что современная ему стадия общественного развития и мир, в котором он вращался, закрывали от него пути, уже намечавшиеся социалистической мыслью, Бальзак не видел выхода, и картина, развернутая им в романах, получилась безотрадная. - Сочинения Бальзака были изданы в Париже еще при жизни автора, лучшим изданием считается изд. 1891 - 1899 в 52 тт. Письма Бальзака изданы в Париже в 1876 в 2 тт. Романы Бальзака имеются в многочисленных русских переводах, собрание сочинений - в изд. бр. Пантелеевых, Суворина и «Журнала Иностранной Литературы».

Лит.: Тэн, И., Бальзак, этюд, Одесса, 1899; в общих курсах: Пти де Жюльвилль, Иллюстрированная история новой французской литературы, СПБ, 1900;
Лансон, История французской литературы, т. II, М., 1898;
Коган, П., Очерки по истории зап.-европейской литературы, т. II, 7-е изд., ГИЗ, П., 1923;
Пелиссье, Литературные движения в 19 в., М., 1895;
Брандес, Г., Литература 19 в. в ее главных течениях, 3 тт., СПБ, 1896- 1900;
Шахов, А., Очерки литературного движения первой половины 19 в., СПБ, 1897.

Лит.: Большая советская энциклопедия, под ред. О.Ю. Шмидта, 1926г., т. 4, стр. 571-573
БСЭ, 1970г., т. 2, стр. 590-591 [1756-1760]


Произведения:
«Шагреневая кожа»,
«Тридцатилетняя женщина»,
«Евгения Гранде»,
«В поисках абсолютного»,
«Отец Горио»,
«Погибшие иллюзии»,
«Цезарь Биротто»,
«Сельский священник»
«Темное дело»,
«Крестьяне».

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz