ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Встреча
ФРАНС АНАТОЛЬ - (псевдоним Жака Анатолия Тибо) (16.04.1844, Париж - 12.10.1924, Сен_Сир_сюр-Луар), французский писатель. один из крупнейших французских писателей. Сын книготорговца и издателя, Франс рано стал заниматься литературной работой - писал небольшие заметки, предисловия, составлял библиографические справки, компиляции, каталоги. Первое художественное произведение Франса - сб. стихов «Золотые поэмы» (1873), книга, типичная для группы Парнаса, с которой Франс идеологически и персонально был связан. В этой книге Франс не выходил за позиции формалистического эстетизма. Следующее произведение Франса - драматическая поэма «Коринфская свадьба» (1876), противопоставляюща языческий мир христианскому, - направлено против угнетающего ригоризма христианской доктрины. - В условиях того времени поэма звучала агитационно, выступая против клерикальной реакции, утвердившейся во Франции после поражения Коммуны. По мере углубления в социальную борьбу, в противоречия Третьей республики, Франс пришел к новой манере письма, построенной не на лирическом призыве, а не ироническом дискредитировании. Так создалось прозаическое мастерство Франса.
Начиная с первого своего романа «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), Франс всю свою писательскую деятельность посвятил пересмотру ценностей капиталистической культуры и всей истории человеческой культуры. В качестве мелкобуржуазного критика империалистического строя он занял одно из самых видных мест в мировой литературе. Особенность его критики в том, что он осуществлял ее через показ внутренней логической несообразности основных явлений капиталистического общества. КОДЕКС НАПОЛЕОНА-В «Преступлении Сильвестра Боннара» дается как бы экспозиция всей дальнейшей тематики Франса - социальные законы, созданные жизнью, согласно идее романа, нарушают ее же основные права: Боннар, освобождающий молодую девушку из лап отвратительных людей, является преступником в самом точном, юридическом значении этого слова, ибо он нарушает один из пунктов Наполеонова кодекса о похищении малолетних. Свою коллизию с действительностью Боннар разрешает путем ухода от социальной жизни к природе. Но удовлетвориться подобным решением Франс не мог. Первый роман Франса был только началом его разоблачительной работы. В романе «Таис» (1890), воскрешающем Египет первых веков христианства, Франс дискредитирует религиозный догматизм, вскрывая его внутреннее противоречие через образ отшельника Пафнутия, который благодаря своему фанатичному стремлению к святости делается величайшим грешником.
В двух романах, связанных между собою основными персонажами и идеей, -«Харчевня королевы Гусиные Лапки» и «Убеждение аббата Куаньяра» (1893) - писатель в образах и событиях, приуроченных к королевской Франции 18 века, подвергает резкой иронической оценке основные философские и социальные представления своей современности, основные явления социальной жизни Франции Третьей Республики. В «Красной лилии» (1894) Франс атакует тему чувственной радости, которая раньше противополагалась у него противоречивой социальной действительности; былая основа франсовского гедонизма-чувственная любовь-демонстрирует под пером Франса свою парадоксальность: расцветая на фоне пошлой капиталистической современности, она сама себя уничтожает в ревности, неизбежном своем спутнике. Убедившись в бессилии индивидуалистических и биологических принципов миросозерцания, Франс вновь обращается в своих поисках положительной программы к той же области социальной борьбы, которую он уже так тщательно пересмотрел в качестве критика-скептика.
В тетралогии «Современная история» (1897-1901) Франс противополагает разоблаченной реакционной практике Третьей республики (между прочим широко используя знаменитое «дело Дрейфуса») идею социализма. В соответствии с мелкобуржуазной природой писателя социализм дается здесь не в борьбе рабочего класса, не в социальной практике, а лишь в мечтах отдельных героев. Этот утопический социализм, тесно сплетающийся с боязнью революции, в следующем романе Франс («На белом камне», 1904) подвергается ироническому пересмотру, в результате которого Франс пытается вскрыть противоречия в самой идее о возможности социалистического будущего и в самом социалистическом идеале.
Вместе с тем чрезвычайно важно, что уже в конце 90-х и в нач. 900-х гг. социализм, при наличии всех скептических оговорок, представляется Франс все же единственным выходом из катастрофических противоречий капитализма. Первое десятилетие 20 в., отмеченное полной победой финансового капитала, не могло не углубить социального разочарования Франс Республика победила монархические тенденции, но сама подчинилась финансовой олигархии. И вместе с тем со всей ясностью встал перед капиталистическим миром «красный призрак». В такой обстановке внутреннее противоречие классовой позиции Франс обострилось с особенной силой. Нельзя было наглядней, безнадежней показать свое разочарование всеми устоями общества, чем сделал это Франс в своем «Острове пингвинов» (1908), где в гротескных образах, рисующих государство пингвинов, превращенных в людей, пародийно дана история человечества.
Но закономерно для своей классовой позиции писатель возводит противоречия империализма в вечную категорию, переключает противоречия современности в универсальный план, -и в этом вечном, вселенском плане реальный смысл рабочего движения, реальный смысл социализма оказывается сведенным на-нет: социальный протест, по Франс, может лишь уничтожить существующую цивилизацию, но он не уничтожает вечных законов всякой цивилизации, вечного круговорота истории. Однако не принимаемая Франс в своем социально-обновляющем значении революция, как протест против гниения империализма, как отталкивание от капиталистической современности, все же сохраняла за собой внутреннюю, моральную силу. «Красный призрак» был слишком грозен для мелкобуржуазных радикалов, надо было критиковать революцию с моральной стороны, -и Франс пишет роман «Боги жаждут» (1912) из эпохи французской революции 18 в.
Как бы искренно и сильно ни было стремление революционера создать счастье человечества, его попытка обречена на неудачу, ибо самый метод революционного, насильственного воздействия на людей превращает любовь к человечеству в ее противоположность, идет к бесчеловечности, -такова идея этой книги, сознательно и настойчиво проводимая Франс в раскрытии судьбы и личности молодого якобинца Гамлена, главного героя «Боги жаждут». Характерно здесь для Франс стремление свести жизненные противоречия к противоречиям моральным и логическим. Деятельность Гамлена изображена не как выражение стремлений определенной социальной группы, именно революционной мелкой буржуазии, а как воплощение отвлеченной моральной идеи. Отсюда и противопоставление Гамлена массе, его одиночество. Отсюда и изображение всей революции как предприятия одиночек-фантазеров, отсюда попытка провести мысль, что массе революция не нужна.
В следующем романе Франса - «Восстание ангелов» (1914), переносящем читателя то в предвоенную парижскую современность, то в небесные сферы, к престолу Иеговы, или в адские пропасти, приют сатанинского гордого одиночества, -проблема революции остается основной, но переносится из области социальной истории в область социальной фантастики. Игнорирование классовой борьбы, упорное стремление Франс разрешить проблему революции в некоем сверхвременном, космическом плане достигает здесь своего апогея. В вещем сне Сатаны, составляющем идеологический центр всей книги, этот давний противник Иеговы берет приступом небесные высоты, но лишь только власть оказывается в его руках, он, былой борец за свободу, сам превращается в деспота. Смысл этого сна совершенно прозрачен. Переводя социальные проблемы в область «общечеловеческих» абстракций, Франс закономерно для своей позиции игнорирует вопрос о различной классовой природе государственной власти. Для него всякая революция вырождается в тиранию, как только революционеры становятся во главе государства. В «Восстании ангелов» дискредитируется стремление революционеров к захвату государственной власти, т. е. политическое существо революции. Победитель-Сатана становится деспотом, а верные своим свободолюбивым мечтам бунтари-ангелы так и остаются у Франс вечными оппозиционерами: сначала-власти бога, затем-власти Сатаны. Только этой ценою они остаются, по Франс, постоянными друзьями свободы. Франс остался в пределах опыта буржуазных революций, которые не могут принести избавления угнетенной части человечества, -он не смог проникнуть в сущность пролетарской социалистической революции, которая разрешает полностью все то, о чем мечтал писатель. Ценя стремление к свободе, мечтая об общечеловеческом счастьи, ни от чего из этого не отказываясь, Франс неизбежно оставался критиком и скептиком, не знающим дороги в неизбежное будущее.
Под испытанием войны крах буржуазно-демократических идеалов Франс раскрылся во всей своей полноте; Франс выпустил книгу «На славном пути», где пацифист, в течение десятилетий писавший о бессмысленности войны, ядовито разоблачавший самую идею войны, выступил как ее апологет. Закономерно дойдя до этих границ своей идеологии, Франс скоро сам осознал позорную роль своей книги и в беседах с друзьями со стыдом вспоминал о своих «патриотических» выступлениях. И когда Октябрь ребром поставил вопрос об отношении к пролетарской революции, Франс со всей остротой и трезвостью сознал неизбежную, неудержимую гибель империализма и маститым, почти восьмидесятилетним старцем приветствовал СССР. Этот свой идеологический поворот писатель не успел выразить средствами своего художественного творчества и в последней книге своей «Жизнь в цвету» (1922) остался разочарованным иллюзионистом.
Франс-один из крупнейших буржуазных писателей конца 19 в. и довоенной эпохи 20 в. -сумел дать образы, развенчивающие буржуазию и ее культуру. Творческий путь Франс, определившийся еще в период буржуазного расцвета, характерен именно тем, что со вступлением капитализма в эпоху его заката, Франс потянулся, хотя и непоследовательно, к рабочему классу, ощущая здесь путь в будущее. Основные этапы художественного мировоззрения Франс отмечены его романами. По наряду с жанром философского романа Франс культивировал и жанр новеллы («Иокаста и Тощий кот», 1879; «Валтасар», 1889; «Перламутровый футляр», 1892; «Кренкебиль», 1901, и др. ) и своеобразный жанр «детских воспоминаний», наполовину построенных на художественной фикции («Книга моего друга», 1885; «Пьер Нозьер», 1899, и др.; сюда же относится и «Жизнь в цвету», 1922). Собрание философских раздумий и сентенций, совершенно свободных от скрепляющей сюжетной нити, представляет собой «Сад Эпикура» (1894). Франс выступал и в области кри-тики, где он был характерным представителем импрессионистического направления («Литературная жизнь», 4 т., 1888-92).
Уводя сознание в сторону от конкретного революционного вмешательства в империалистическую действительность, писатель переносил противоречия действительности в область cубъективную, превращая их в логические противоречия. Это позволяет охарактеризовать новное отношение писателя к жизни как отношение софистическое. Интеллектуализм, релятивизм и эпикурейство, отмеченные у Франса всеми почти критиками, связываются софистическим его отношением к жизни в единый, целостный комплекс. Софистический «метод» писателя конкретнее характеризует и природу его иронии, построенной на парадоксе. Роль парадокса в творчестве Франс не ограничивает художественной передачей отдельных суждений, но проникает в построение ситуации, структуру образов и всего произведения, в композицию; парадокс или группа парадоксов служат у Франса композиционным стержнем всего произведения. Объединение в парадоксе двух противоречивых тенденций - логического разоблачения и социального затушевывания противоречий капитализма - коренится в двойственности самой классовой природы Франса.

Франс Анатоль Франс АнатольСобрание сочинений Франса Анатоля в 8 томах, 1957-60гг. состояние удовлетворительное

Источник:  Лит.: Большая советская энциклопедия, под ред. О.Ю. Шмидта, 1936г., т. 58, стр. 408-412.
БСЭ, 1978г., т. 28, стр. 7-8 [9-10].
Произведения:
повесть "Желания Жана Сервьена", 1882г.
роман "Под городскими вязами", 1897г.
роман "Ивовый манекен", 1897г.
роман "Аметистовый перстень", 1899г.
роман "Господин Бержере в Париже", 1901г.
роман "Боги жаждут", 1912г.

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz