ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ
Фаворский Владимир Андреевич
Фото с сайта
Российская Википедия
ru.enc.tfode.com
ФАВОРСКИЙ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ - (2(14).03.1886, Москва - 29.12.1964, Москва) - крупнейший русский советский художник, гравер-ксилограф, живописец-монументалист, скульптор, театральный художник и теоретик искусства. Учился в Мюнхенском университете (1905 - 08), затем на историко-филосовском факультете Московского университета. Творчество его сложилось главным образом под влиянием Джотто, которого Фаворский изучал в Италии (1907 - 1910), Г. фон Маре, Гильдебранда (книгу которого «Проблема формы» Фаворский перевел в 1914) и новейшей французской живописи (Мане, Ван-Гог, Сезанн, кубизм). Сочетание глубокой обобщенности с острой и лаконической экспрессией характерно уже для ранних работ Фаворского (скульптура - «Шахматы», 1910, «Битва Давида с Голиафом», 1911; живопись - «Автопортрет»; ксилография - «Тройной портрет», 1910)'. В 1915 - 17 Фаворский - на фронте, в 1919 - 21 - в Красной армии.
Мастерство Фаворского полностью развернулось в серии инициалов к «Аббату Куаньяру» А. Франса (гравюра на дереве, 1918), которая оказала глубокое влияние на развитие советской гравюры. В гравюрах 1921 - 1923 Фаворский пытается найти отвлеченно-рационалистические законы формы, приводящие его к схематизму, с сильными чертами кубизма и конструктивизма (иллюстрации к «Фамари» Глобы, 1923; обложка журн. «Печать и революция», 1921). Но уже с 1923 - 25 он начинает переходить к более лирической и эмоциональной выразительности (ксилографии к «Домику в Коломне» Пушкина, 1923 - 29, и особенно к «Книге Руфь», 1925).
Фаворский создает новые принципы книжного оформления, дающего целостное зрительное выражение литературному тексту и основанного на целостной композиции всей книги. Путь Фаворского к реализму определяется с 1927 - 30 в ряде гравюр к произведениям Мериме и Толстого («Рассказы о животных»). Лучшими гравюрами последних лет являются: «Достоевский» (1929), гравюры к «Избранной лирике» Гете (1932),к «Женьшеню» Пришвина (1933), к «Театру» Мериме (1934), особенно - «М. И. Бабанова в роли мальчика» СТМ (1932) и «Пушкин-лицеист» ш (1935).
С 1932 - 33 Ф. много занимается рисунком [тонкие и глубокие портреты молодого Пушкина (1935), маршала Советского Союза Блюхера (1932), Купреянова (1933), грузинская серия (1936)], фреской и театром. Монументальные росписи Фаворского - потолок «Комсомольской станции» метрополитена (1935), Музей охраны материнства в Москве (вместе с Л. Бруни; 1932 - 1933), «Дом моделей» (1934 - 35) - дают выражение его поискам образа нового человека и сыграли значительную роль в развитии советской фрески. Одной из лучших работ Фаворского явилась постановка «12-й ночи» Шекспира, 1933 - 34, в б. 2-м МХАТ, строящая ясное и ритмически-организованное пространство и каждой чертой дающая конкретное ощущение эпохи и стиля. Особенностью театральных работ Фаворского является органическое соединение архитектурной объемной композиции с графическими плоскостями. Разработанная Фаворским теория композиции дает анализ роли времени, материала, образа в пространственном искусстве.
С 1921 Фаворский - профессор (в 1923 - 25 - ректор) Вхутемаса, затем Вхутеина, Полиграфического института, Института изобразительных искусств и Архитектурного института. Влияние Фаворского на развитие гравюры и монументальной живописи весьма значительно. Среди его многочисленных учеников в разных областях искусства - ряд выдающихся советских художников, как А. Дей-нека, А. Гончаров, Ю. Пименов и др.
А. Чегодаев

Лит.: БСЭ под редакцией О.Ю. Шмидта, т.56, 1936г. стр. 557-559

     

Лит.: БСЭ под редакцией О.Ю. Шмидта, т.56, 1936г. стр. 560 [ил.1, 2]

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz