ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ  - [13(24).03.1782г., мыза Нежинская, близ Копорья, Ленинградская обл. - 17.10.1836, Рим] - знаменитый русский живописец и рисовальщик. Сын крепостного. Учился в Академии художеств в Петербурге у Дуайена и Угрюмова. Академическая программная картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805) дала ему заграничную командировку, которую он осуществил в 1816-23, уже после избрания в академики (1812).
В 1828 вновь уехал в Италию, где и умер после многих лет болезни. Кипренский при жизни пользовался большой славой как в России, так и за границей. После смерти был забыт вплоть до 20 века. В первые годы деятельности (до 1813-15) он создал свои наиболее яркие портретные работы, в которых является самым значительным мастером русского романтизма. Простая и непосредственная индивидуальная характеристика, иногда несколько приподнято-героического оттенка, часто смягченная лиризмом, горячий и насыщенный, но строго сдержанный колористический строй, безупречная точность рисунка несколько сближают Кипренского с лучшими мастерами европейского портрета эпохи 1789 - 1830 (Давид, Гойя и особенно англичане, которых знал Кипренский).
Наиболее выдающиеся работы этого типа: портреты отца художника (1804), Е. П. Корсакова (1808), ребенка Челищева (1808), Дениса Давыдова (1809), Е. П. Ростопчиной (1809), С. С. Уварова (ок. 1811—12); из более поздних - Авдулиной (1823). Особенно замечательны рисунки Кипренского: мадам Вилло (1818), П. А. Оленин (1819), С. С. Щербатова (1819), С. П. Бутурлин (1824), гр. Орлов-Давыдов (1828), С. А. Голенищева-Кутузова (1829) и многие другие. Известный портрет А. С. Пушкина (1827), несмотря на сходство, несомненно идеализирован.
До конца жизни Кипренский сохранил всю силу своего мастерства только в рисунке; живопись его, начиная с первого путешествия за границу, обнаруживает черты упадка. Эти работы второй половины жизни Кипренского-холодные, часто слащавые, банально-эклектические - предвещают брюлловскую школу: «Садовник», 1817; «Портрет А. Ф. Шишмарева», 1827; «Тибуртинская Сивилла», 1830; «Читатели газет», 1833; «Портрет Торвальдсена». Вне портрета Кипренский проявил себя мало.
Глубокой индивидуальной реальной характеристикой Кипренский порвал с традициями внешнего и нарядного типизированного портрета 18 в. Дальнейшее развитие реалистических начал его портретного искусства пошло по линии более внешнеописательного реализма Тропинина. Все важнейшие картины и рисунки Кипренского хранятся в Государственной Третьяковской галлерее и в Русском музее.
Большая советская энциклопедия,под ред. О.Ю. Шмидта, 1936г., т. 32, стр. 357.

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz