ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
РУССКАЯ КЛАССИКА
Фонвизин Денис Иванович
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ  - крупнейший русский драматург 18 в. Из средней дворянской семьи. Учился в Московском университете. Служил в гвардии, затем в канцелярии кабинета министра и директора театров Елагина, наконец секретарем управляющего Коллегией иностранных дел Н. И. Панина, известного своими конституционными взглядами. В первые годы жизни в Петербурге Фонвизин сблизился с кружком литераторов-любителей, находившихся под сильным влиянием французской просветительной философии.
Фонвизин составил для Панина проект преобразования государственного строя на конституционных началах, предполагавший уничтожение крепостного права и содержавший резкие нападки на временщиков и случайных людей екатерининского царствования. Смелым выпадом против последних явились и его знаменитые «Вопросы автору ,,Былей и небылиц"», т. е. самой Екатерине II, направленные в «Собеседник любителей российского слова», издававшийся при ее ближайшем участии. Екатерина напечатала вопросы вместе со своими ответами, в которых поставила на вид автору его недопустимое «свободоязычие» .Фонвизин поспешил прекратить дальнейшие «вопросы».
Последние годы жизни Фонвизин, вышедшего в отставку и разбитого параличом, прошли под знаком роста в нем узконационалистических настроений и отказа от «вольнодумных» убеждений молодости. Литературная деятельность Фонвизин началась с 1761, сперва переводами, затем остро-сатирическими эпиграммами, баснями. Из произведений, возникших под влиянием французской просветительной философии, наиболее значительно «Послание к слугам моим Шумилову Ваньке и Петрушке» (1770), пользовавшееся большой популярностью у современников.
От стихотворных переводов и переделок (трагедия Вольтера «Аль-зира», комедия Гресса, переложенная «на русские нравы») Фонвизин перешел к прозаическим комедиям из подлинно русской действительности. Между 1764-68 Фонвизин написал комедию «Бригадир», а через некоторое время сделал набросок «Недоросля», появившегося на сцене только в 1782 в редакции, существенно отличающейся от первого варианта. В этих двух комедиях, в особенности в последней, являющейся вершиной его художественного творчества, Фонвизин с позиций возникшего «торгующего дворянства» (термин самого Фонвизина), т. е. дворянства, вовлекаемого в русло буржуазного развития, дает резкую критику диких и невежественных помещиков - крепостников, духовенства (в лице Кутейкина в «Недоросле») и пустых светских щеголей.
Над комедиями Фонвизин еще тяготеют традиции «классической» драматургии: соблюдение единств, разделение всех персонажей на добродетельных и порочных, наличие резонеров, имена-характеристики, обязательные пять актов и т. д.;, одно из главных действующих лиц «Бригадира» (петиметр Иванушка) заимствовано Фонвизиным из комедии Гольберга, прозванного «датским Мольером». Однако стеснительные рамки «классической» комедии ему удается наполнить широким общественно-сатирическим и бытовым содержанием. В персонажах обеих, пьес даны художественные обобщения различных слоев русского общества. Отрицательные персонажи «Недоросля» (Митрофанушка, Простакова, Скотинин) получили значение нарицательных имен. Огромным шагом вперед был и язык комедий Фонвизин, отличающийся не только естественностью и простотой живой речи, но и индивидуализированный («каждый в своем характере изречениями различается»").
Все это сделало комедии Фонвизин не только первыми по-настоящему художественными образцами русской реалистической драматургии, но и обеспечило их длительное существование («Недоросль» не сходит со сцены до настоящего времени). Из публицистических произведений Фонвизин особенно заслуживают внимания: «Челобитная российской Минерве от российских писателей», протестующая против «нестерпимого притеснения последних со стороны чиновних невежд»; сатирическая «Всеобщая придворная грамматика», «Друг местных людей, или стародум» (переписка между собой персонажей «Недоросля», раскрывающая их дальнейшую судьбу), наконец автобиографическое «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которое несмотря на свой покаянный тон является ценным документом эпохи.

Источник:  Лит.: Большая советская энциклопедия, под ред. О.Ю. Шмидта, 1936г., т. 58, стр. 97-99.
БСЭ, 1977г., т. 27, стр. 521-522 [1551-1553].
Произведения:
комедия «Недоросль» (1783);
повесть «Каллисфе» (1786);

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz