ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
РУССКАЯ КЛАССИКА
Одоевский Владимир Федорович, Vladimir Fyodorovich Odoevsky
Рисунок из архива автора проекта
ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ  - 01 (13) августа 1803, Москва - 27 февраля (11 марта) 1869, там же), князь - русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки, общественный дѣятель, двоюродный братъ декабриста. Послѣднiй представитель аристократической старинной фамилiи, восходящей къ Рюрику. Одоевский родился въ 1804г.. Хилый недоносокъ, онъ росъ болѣзненно; лѣтъ пяти лишился отца и воспитывался подъ опекой дяди, кн. П. И. Одоевскаго и матери. Въ 1816-1821 гг. Одоевский пробылъ въ университетскомъ благородномъ пансiне въ Москвѣ и познакомился тамъ съ послѣднимъ словомъ тогдашней философской мысли, съ Шеллингомъ. Полный умственныхъ интересовъ, Одоевский въ 1823 г. примыкаетъ къ кружку С. Е. Раича. Почти одновременно возникаетъ Общество любомудрiя, кружокъ молодыхъ шеллингiанцевъ, которому суждено было прiобрѣсти историческую извѣстность. 0доевский былъ председателемъ Общества; дѣятельными членами - Д. В. Веневитиновъ, А. И. Кошелевъ, И. В. Кирѣевскiй и др. Событiе 14 декабря 1825 г. прервало деятельность Общества; его уставъ и протоколы были сожжены рукою самого предсѣдателя. Памятникомъ этого перiода остался альманахъ „Мнемозина" (въ четырехъ частяхъ). Съ iюля 1826 г. начинается служебная дѣятельность 0доевского, продолжавшаяся до самой его смерти. Нѣкоторое время онъ служилъ въ Московскомъ дворянскомъ депутатскомъ собранiи; затѣмъ, женившись на Одоевский С. Ланской, переселяется въ Петербургъ и поступаетъ (14 окт. 1826 г.) въ Цензурный комитетъ министерство внутренних дѣлъ. Непрерывно двигаясь по бюрократической лѣстнице, Одоевский умеръ 26 февраля 1869 г. въ должности сенатора и въ званiи гофмейстера. Какъ чиновникъ, Одоевский въ каждое дѣло вносилъ идейное одушевленiе, потому что видѣлъ въ своихъ обязанностяхъ одну изъ формъ служенiя людямъ; идеализируя функцiи бюрокраiи, онъ написалъ даже настоящую бюрократическую мистерiю „Сегелiель" (1832-1838).
Одоевский Владимир Федорович, Vladimir Fyodorovich Odoevsky
Рисунок из архива автора проекта
Работа въ канцелярiяхъ, комиссiяхъ и департаментахъ не мѣшала Одоевский развить также широкую общественную дѣятельность, главнымъ образомъ въ области просвѣщенiя. Считая знанiе величайшимъ факторомъ прогресса, Одоевский словомъ и дѣлом боролся съ невѣжествомъ: устраивалъ школы, писалъ педагогическiя статьи, сочинялъ сказки для дѣтей (общеизвѣстныя „Сказки дѣдушки Иринея"), составлялъ учебныя nocoбiя и популярныя книжки, всячески заботился о распространенiи знаня въ массахъ (между прочимъ вмѣсте съ Заблоцкимъ-Десятовскимъ въ 1843-1848 гг. издавалъ, хотя офицiозный, но весьма интересный журналъ „Сельское Чтенiе", имевшiй большой успѣхъ), приветствовалъ начало публичныхъ лекцiй въ Россiи и въ 1868 г. проектировалъ особое общество для устройства безплатныхъ публичныхъ чтенiй, нѣчто въ роде народнаго университета, въ убѣжденiи, что „въ Россiи все есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука". Одоевский оказался выдающимся педагогомъ и неутомимымъ просвѣтителемъ. По тѣмъ же побужденiямъ сдѣлался онъ и усерднымъ журналистомъ.
Вѣря въ силу печати, какъ могучаго средства популяризацiи знанiя, онъ полагалъ, что „журналъ добросовѣстный есть дело великое въ благоустроенномъ государствѣ". Одоевский сотрудничалъвъ лучшихъ органахъ нашей журналистики, одно время рядомъ съ Бѣлинскимъ, и неустанно боролся съ литераторами булгаринскаго типа. Ни отъ какой, даже самой черновой, работы Одоевский не отказывался; все, по его мненiю, имѣетъ свое значенiе въ общей экономiи жизни и знанiя.
Одоевский Владимир Федорович, Vladimir Fyodorovich Odoevsky
Рисунок с сайта
az.lib.ru
Лаборатория Фантастики
Человѣкъ съ разносторонними интересами и энциклопедическимъ образовашемъ, Одоевский доказывалъ необходимость для каждаго имѣть „свою науку", свою религiю жизни. Одоевский принадлежитъ видное мѣсто среди русскихъ мыслителей. Въ исторiи его умственной жизни можно различать три перiода.
Въ двадцатыхъ годахъ онъ - типичный любомудръ-идеалистъ. Его философское мipoвозрѣнiе слагалось всего болѣе подъ влiянiемъ нѣмецкой идеалистической философiи (преимущественно Шеллинга и Окена), хотя все же его нельзя было бы назвать исключительнымъ послѣдователемъ Шеллинга. Въ центрѣ своихъ философскихъ исканiй онъ ставилъ живую личность человѣка и разрабатывалъ гл. обр. вопросы этики и эстетики; въ послчеловѣкдней онъ проявилъ наибольшую самостоятельность, стремясь создать „единую, истинную, постоянную теорiю искусства". Во всякомъ случаѣ, Одоевский полнѣе и своеобразнѣе, чемъ кто-либо изъ его сверстниковъ, усвоилъ себѣ идеи философскаго романтизма.
Въ тридцатыхъ и частью въ сороковыхъ годахъ философское мiровозрѣнiе Одоевского осложняется элементами мистики (С. Мартена, Пордэча и др.), которая въ эту пору была у насъ вообще однимъ изъ самыхъ значительныхъ умственныхъ теченiй. Идея „двоемiрiя" овладѣла теперь сознанiемъ Одоевский, и онъ въ духѣ философско-мистическаго идеализма стремится разрѣшить проблему о смыслѣ человѣческаго существованiя. Религiя, наука и искусство-основныя стихiи жизни, и только ихъ гармоническое сочетанiе обезпечиваетъ полноту бьтiя для всякаго организма, какъ индивидуума, такъ и коллективнаго цѣлаго.
Народы, какъ самобытные организмы, различаются между собою качествомъ основныхъ стихiй. Русскiй народъ, въ противоположность Западу, характерзуется преобладанiемъ поэтическихъ началъ. Въ этомъ его превосходство передъ другими народами и право на историческую миссiю. Запада ожидаетъ своего Петра Великаго, который привилъ бы ему славянсюя стихiи, произвелъ бы „обрусенiе" Европы; но для этого самой Россiи еще необходимо превзойти европейскiе авторитеты. Несомнѣнно, приближаясь къ славянофиламъ въ своихъ историко-философскихъ воззрѣнiяхъ, Одоевский не переставалъ быть „европейцемъ" даже въ эту эпоху. Чуждый догматизма, „русскiй скептикъ", Одоевский не могъ закоснѣть въ одномъ иеизмѣнномъ воззрѣнiи.
Приблизительно съ половины сороковыхъ годовъ онъ вступаетъ въ третiй перiодъ своего развитiя. Онъ рѣшительно порвалъ съ прежнимъ методомъ мышленiя, съ исканiемъ „абсолюта въ наукѣ и искусствѣ", вообще съ „потолочными" идеями, по его теперешнему выраженiю, стремясь создать себѣ научное мiропонинiе на почвѣ положительнаго знанiя. Вмѣстѣ съ тѣмъ Одоевский въ большей степени, чѣмъ раньше, вдумывается въ соцiальные вопросы русской жизни. Въ перiоды любомудрiя и философско-мистическаго идеализма онъ обнаруживалъ, такъ сказать, идеалистическiй аристократизмъ въ тѣхъ немногихъ случаяхъ, когда ему приходилось конкретно касаться общественныхъ и политическихъ явленiй. Теперь онъ всецѣло озабоченъ выясненiемъ тѣхъ конкретныхъ формъ жизни, при которыхъ возможно достиженiе искомаго „счастья всѣхъ и каждаго". Славянофильская доктрина народности совершенно не удовлетворяла Одоевского; наоборотъ, вызывала его на самый рѣзтй отпоръ.
Точно также не находилъ онъ для себя отвѣта въ утопическомъ соцiализмѣ, который, по его мнѣнiю, не былъ свободенъ отъ тѣхъ же „потолочныхъ" идей, надѣясь достигнуть коренного преобразованiя общества „скачкомъ, тогда какъ ни въ человѣчествѣ, ни въ природѣ ничто скачкомъ не дѣлается". Всего ближе Одоевский стоялъ къ западническому либерализму. Онъ хотѣлъ идти реальными путями, но конечная его цѣль - осуществленiие христiанскихъ идеаловъ: „Христiанство еще не завершилось вполнѣ", говорилъ онъ. - На свое „Общество посѣщенiя бѣдныхъ" онъ смотрѣлъ, какъ на одинъ изъ возможныхъ способовъ разрѣнiя соцiальной проблемы. По той же причинѣ Одоевский горячо привѣтетвуетъ освобождеше крестьянъ, судебную и земскую реформы, зачатки гласности. Рѣшительно отвергая олигархическiя тенденцiи консервативнаго дворянства, стремившагося къ „феодальности" и „верховничеству", онъ ратовалъ за широкое и честное проведенiе реформъ и призывалъ всѣхъ дѣятелей къ общенародной работѣ. Бодрой вѣрой въ жизнь и гражданскимъ энтузiазмомъ дышитъ, напр., его отвѣтъ И. С. Тургеневу - „Недовольно" (1866). И это тогда, когда въ его собственной душѣ, въ сущности, не было полнаго мира и покоя.
Богатое содержанiе своей духовной жизни Одоевский объективировалъ въ литературномъ творчествѣ. Писать и даже печататься онъ началъ еще въ пансiонѣ. Къ двадцатымъ годамъ относятся его философскiе апологи и сатирическiе очерки (какъ „Дни досадъ", „Старики или островъ Панхаи"). Въ теченiе тридцатыхъ годовъ онъ безусловно стоялъ въ первомъ ряду нашихъ писателей. Обладая крупнымъ литературнымъ талантомъ, Одоевский наиболѣе ярко проявилъ себя въ философской повѣсти и общественной сатирѣ. Тутъ и „Пестрыя сказки" (1833), примыкающiя къ цѣлому циклу произведенiй, связанныхъ именемъ Иринея Модестовича Гомозейки; и мистическiя повѣсти, какъ „Сильфида", „Саламандра", „Косморама"; и бытовая беллетристика, какъ повѣсти: „Княжна Мими", „Княжна Зизи", „Черная перчатка", „Катя", „Записки гробовщика"; и разсказы на историко-культурныя темы, какова утопiя „4338 годъ". Вѣнцомъ всего являются „Русскiя ночи", этотъ оригинальный по формѣ памятникъ философско-мистическаго идеализма. Идеи и типы, характерные для эпохи идеализма 20-30-хъ гг., нашли себѣ наиболѣе полное воплощенiе именно въ произведенiяхъ Одоевского.
Современники склонны были сближать, почти отожествлять его съ Гофманомъ. Въ дѣйствительности такой зависимости отъ нѣмецкаго романтика не было. Наоборотъ, въ своемъ творчествѣ Одоевский былъ больше реалистомъ, чѣмъ фантастомъ и, въ концѣ концовъ, шелъ по одной дорогѣ съ Грибоѣдовымъ, Пушкинымъ и Гоголемъ, т. е. въ сторону художественнаго реализма. Въ перюдъ 40-60-хъ годовъ Одоевский часто появляется въ печати, но главнымъ образомъ съ статьями публицистическаго характера; въ нихъ очень много цѣнныхъ сужденiй о русской и международной жизни; какъ беллетристъ, онъ сошелъ со сцены, хотя, судя по его рукописямъ, продолжалъ творить и, между прочимъ, писалъ большой романъ „Самарянинъ" (въ 1845 г. былъ напечатанъ разсказъ „Сиротинка", въ 1846 г. - разсказъ „Мартингалъ").

Б и б л i о г р а ф i я. Н. Ө. Сумцовъ, „Кн. В. Ө. О." (1884);
А. П. Пятковскiй, „Кн. В. Ө. О. и Д. В. Веневитиновъ" (изд. 3-ье, 1901); Ч. Вгътринскiй, „Въ сороковыхъ годахъ" (1899);
И. А. Кубасовъ, „Кн. В. Ө. О." (1903);
А. Ө. Кони, Очерки и воспоминанiя (1906);
Н. Котляревскiй, „Старинные портреты" (1907);
Б. А. Лезинъ, „Очерки изъ жизни и литературной деятельности кн. В. Ө. О." (1907);
И. И. Замотинъ, „Романтическiй идеализмъ въ русскомъ обществе и литературе 20-30-хъ годовъ XIX ;столѣтiя" Спб. 1908;
2-е изд. въ 1913 г. подъ заглавiемъ „Романтизмъ двадцатыхъ годовъ XIX стол. въ русской литературѣ", т. II);
П. Н. Сакулинъ, „Изъ исторш русскаго идеализма. Кн. В. Ө. О. Мыслитель, писатель". Т. I, ч. I и П. (М. 1913. Второй томъ готовится,къ печати).
П. Сакулинъ.

Источник: 
Энциклопедический словарь Т-ва „Бр. А. и И. Гранатъ и К°", 1913г., т. 30, стр.504-509.
Большая советская энциклопедия, под ред. О.Ю. Шмидта, 1939г., т. 42, стр. 755-756.
БСЭ, 1974г., т. 18, стр. 314 [929-931].

Произведения:
«Пёстрые сказки Иринея МодестовичаГомозейки»(1833);
повесть „Импровизатор" (1833);
повесть „Бригадир" (1833);
повесть „Княжна Мими" (1834);
повесть „Сильфида" (1837);
повесть „Княжна Зизи" (1839);
повесть „Саламандра" (1840);
повесть „Косморама" (1840);
роман „4338-й год" (опубл. 1926);
роман „Иордан Бруно и Петр Аретино" (1844);

Сайты по теме:
Лаборатория Фантастики | Владимир Одоевский
Википедия | Одоевский, Владимир Фёдорович
Русская история в портрете | Одоевский Владимир Феодорович
Lib.Ru | Одоевский Владимир Федорович


Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz