ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
РУССКАЯ КЛАССИКА
Писемский Алексей Феофилактович
ПИСЕМСКИЙ АЛЕКСЕЙ ФИОФИЛАКТОВИЧ  - [11(23).3.1821, с. Раменье, ныне Чухломского р-на Костромской обл. - 21.1(2.2). 1881, Москва], известный русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. По окончании математического факультета Московского университета поступил на государственную службу, на которой оставался, с небольшими перерывами, до 1872. Эта служба позволила Писемскому непосредственно наблюдать провинциальную жизнь и дала ему богатейший материал для творчества. Впервые выступил в печати в 1848, опубликовав в журнале «Сын отечества» рассказ «Нина». Первый роман Писемского «Виновата ли она?» (1848), запрещенный цензурой, был опубликован только десять лет спустя под измененным заглавием «Боярщина».
В 1850 Писемский начал сотрудничать в славянофильском журнале «Москвитянин», где были напечатаны его повести «Тюфяк» (1850), «Брак по страсти» (1851), «Комик» (1851), очерки «М-r Батманов» (1852), «Питерщик» (1852) и комедия «Ипохондрик» (1852). Резкая обрисовка характеров, яркий показ провинциального помещичьего и чиновничьего быта, наконец, своеобразный, не всегда правильный, но богатый и выразительный язык ранних произведений - все это способствовало литературному успеху Писемского, а обличительные тенденции и сочувственное изображение крепостного крестьянства создали ему популярность в либеральных и демократических кругах.
В 1854 Писемский переехал с семьей в Петербург и отдался литературной работе, сотрудничая в «Современнике», «Отечественных записках» и «Библиотеке для чтения», одним из редакторов которой он стал с осени 1857. Наиболее значительные произведения этого периода - рассказ «Фанфарон» (1854), очерки «Леший» (1853), «Плотничья артель» (1855) и патриотическая пьеса «Ветеран и новобранец» (1854). В 1856 вышли отдельным изданием его «Очерки из крестьянского быта», высоко оцененные Чернышевским за трезвую, далекую от всякой идиллии правдивость. В 1857—58 печатались в разных изданиях «Путевые очерки», написанные по впечатлениям от поездки в Астрахань и на северное побережье Каспийского моря, куда Писемский был командирован морским министерством для «исследования быта жителей, занимающихся морским делом и рыболовством».
Наконец, в 1858 появился лучший роман Писемский «Тысяча душ», представлявший собой своеобразную антитезу «Обыкновенной истории» Гончарова: согласно авторскому замыслу, роман должен был убедить читателей, что господствовавшее в то время «практическое направление» неизбежно убивает «самые благородные, самые справедливые требования сердца». На 50-е годы пришелся расцвет творческой деятельности Писемского, и это были также годы его особой популярности. Последними произведениями, сочувственно встреченными передовой критикой, были рассказ «Старая барыня» (1857), премированная Академией наук драма из крестьянской жизни «Горькая судьбина» (1859) и повесть «Старческий грех» (1859).
Сатирическое обличение действительности в художественном творчестве сочеталось у Писемского с консервативным политическим мировозрением, не проявлявшимся резко, пока романист ограничивался бытописанием и не захватывал широких общественных тем. Но когда усилилась классовая дифференциация общества и на историческую сцену выступила революционная демократия с ее пропагандой крестьянской революции, консерватизм Писемского сказался значительно определеннее. Став единоличным редактором «Библиотеки для чтения», Писемский напечатал в конце 1861 и начале 1862 под псевдонимом «Никита Безрылов» серию фельетонов, содержавших выпады по адресу демократической общественности. Последовавшая затем резкая полемика привела к полному разрыву Писемского с передовой литературой. Он отправился в длительное заграничное путешествие, а по возвращении в Россию оставил «Библиотеку для чтения», переехал в Москву и вошел в редакцию реакционного «Русского вестника».
В 1863 здесь был напечатан его реакционный роман «Взбаламученное море». - Потеряв популярность, сотрудничая во второстепенных изданиях, органах дворянской реакции, Писемский создал в последние 20 лет жизни свои наиболее крупные по объему произведения. Им был написан ряд романов, отмеченных консервативными тенденциями: «Люди сороковых годов» (1869), «В водовороте» (1871), «Мещане» (1877), исторический роман «Масоны» (1880), а также ряд исторических трагедий и драм из современной жизни. Консерватизм Писемского сочетался с отрицательным отношением к капитализму. Антибуржуазная направленность Писемского, переплетаясь с реакционными установками, проявилась во «Взбаламученном море», но особенно резко выразилась в романе «Мещане» и в драматических памфлетах «Ваал» (1873) и «Финансовый гений» (1876). - Положительное значение творчества Писемского не только в богатстве средств его литературного языка, но и в том, что, как указал в одном из своих писем А. П. Чехов: «Это большой, большой талант. Люди у Писемского живые, темперамент сильный... У него все попы, чиновники и генералы - сплошные мерзавцы. Никто не оплевал так старый суд и солдатчину, как он».
Большая советская энциклопедия, под ред. О.Ю. Шмидта, 1940г., т. 45, стр. 423-425.
Произведения:
роман «Виновата ли она?» (1848);
повесть «Тюфяк» (1850);
комедия «Ипохондрик» (1852);
комедия «Раздел» (1853);
роман «Тысяча душ» (1858).

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz