ПАТРИОТЫ
РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ
ФИЛОСОФИЯ
Дата обновления документа:
РУССКАЯ КЛАССИКА
Костомаров Николай Иванович
КОСТОМАРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ  - [16 (ст.ст.16).5.1817, с. Юрасовка, ныне Ольховатского р-на Воронежской обл., - 19(ст.ст. 7).4.1885, Петербург] историк и писатель. Отец-помещик Острогожского уезда Воронежской губ., мать-крестьянка. В 1837 окончил историко-филологический факультет Харьковского университета, поступил юнкером в Кинбургский драгунский полк, но спустя, месяц бросил военную службу и стал готовиться к научно-педагогической деятельности.
Возвратившись в Харьков, вошел в кружок украинских писателей (Срезневский, Основьяненко, Метлинский, Бецкий и др.) и занялся собиранием этнографического материала и изучением истории Украины и украинского казачества. В 1842 Костомаров представил магистерскую диссертацию на тему «О значении унии в Западной России», но к защите ее допущен не был, а сама диссертация, как «неблагонадежное произведение», по распоряжению министра народного просвещения Уварова была сожжена.
В 1843 Костомаров представил другую диссертацию - «Об» историческом значении русской народной поэзии» - и в следующем году получил степень магистра русской истории. Осенью 1844 Костомаров был назначен учителем истории в Ровенскую гимназию, в 1845 переведен учителем 1-й Киевской гимназии, а в 1846 занял место профессора русской истории в Киевском университете.
В Киеве Костомаров сблизился со знаменитым украинским поэтом Тарасом Шевченко, известным украинским писателем П. А. Кулишем, проф. Н. И. Гулаком, студентом В. М. Белозерским (впоследствии редактор украинского журнала «Основа»). В результате сближения Костомарова с этими передовыми людьми украинской общественности в 1846 в Киеве, по инициативе Костомарова, возникло тайное общество под названием «Кирилло-Мефодиевское братство», поставившее себе целью мирным, легальным путем добиться конституционного строя и некоторой автономии Украины. Костомаров написал устав этого общества, воззвания к «Братьям украинцам» и «Братьям великороссиянам и полякам». В последнем, обращаясь от имени Украины, «нищей сестры вашей, которую вы распяли и растерзали и которая не помнит зла», Костомаров заявлял, что Украина «соболезнует о ваших бедствиях и готова проливать кровь детей своих за вашу свободу».
Для пропаганды идей братства Костомаров написал на русском и украинском языках сочинение «Закон Божий», или «Книга бытия украинского народа», полное горячей любви к украинскому народу, ненависти к его поработителям, искреннего демократизма и отрицания крепостного права. Весной 1847, при ликвидации этого братства, Костомаров вместе с другими был арестован и после годичного заключения в Петропавловской крепости выслан в Саратов. В Саратове Костомаров прожил около 9 лет. Работая переводчиком в губернском правлении, Костомаров продолжал свои занятия по этнографии и истории Украины и Московского государства.
Здесь Костомаров собрал и издал «Великорусские народные песни» (1854) и две работы по истории украинского казачества - «Иван Свигорский украинский гетман 16 в.» (1855) и «Борьба украинских казаков с Польшей в первую половину 17 в.» (1856). В 1857, освобожденный из-под надзора, Костомаров уехал в Петербург, где напечатал «Богдана Хмельницкого» (1857), а затем выехал за границу.
В 1857-58 Костомаров напечатал в «Современнике» «Очерк торговли Московского государства в 16 и 17 вв.» и издал «Бунт Стеньки Разина» (1858). Побывав в Швеции, Германии, Швейцарии, Италии и Австрии, Костомаров возвратился в Саратов (1858) и работал в комитете по подготовке крестьянской реформы. В апреле 1859, после ухода в отставку профессора Устрялова, с Костомарова было снято запрещение «служить по ученой части», и он занял кафедру русской истории в Петербургском университете. Лекции Костомаров пользовались большим успехом.
В 1861, во время студенческих забастовок, Костомаров неожиданно осудил студенческие выступления и отмежевался от группы профессоров, протестовавших против высылки профессора Павлова. В ответ на это студенты и молодежь во время его лекции устроили ему обструкцию. В марте 1862 Костомаров прекратил чтение лекций и вышел из состава профессоров Петербургского университета. К этому периоду относится полемика Костомаров с Погодиным о происхождении крепостного права и татарском влиянии на возникновение государственной организации в Московской Руси, выдвинувшая ряд вопросов русской истории, вокруг которых долго продолжалась горячая дискуссия.
По уходе из Петербургского университета Костомаров занялся исключительно научно-литературной деятельностью; принимал самое деятельное участие в журнале «Основа» (выходил на русском и украинском языках в Петербурге в 1861-62); с 1866, по возобновлении М. М. Стасюлевичем издания «Вестника Европы», был одним из ближайших сотрудников этого журнала; работал в археологической комиссии и участвовал в издании «Древних актов по истории Малороссии»; издал многочисленные и разнообразные по содержанию исторические работы.
Как историк-исследователь Костомаров, будучи представителем мелкобуржуазной историографии, не имел цельной, законченной системы взглядов, но как примыкавший к т. н. федералистам суть исторического процесса видел «в местных национальных движениях», в борьбе с велико-державной шовинистической и захватнической политикой царизма. Отсюда интерес Костомарова к революционному движению против царизма.
В своих работах Костомаров отводил большое место изображению бытовой истории народа; Костомаров восставал против преувеличенной оценки исторической роли отдельных деятелей, против выдвигания на первый план изучения государственных форм и стремился научно-исследовательский интерес перенести на проявления коллективной деятельности масс.
Крупные труды Костомарова были посвящены как-раз таким событиям и эпохам, в которых на первом плане стояли массовые народные движения («Богдан Хмельницкий», «Руина», «Смутное время Московского государства», «Бунт Стеньки Разина» и др.). В своей теоретической работе («Начало единодержавия в древней Руси», 1870) Костомаров боролся с концепцией, сводящей всю суть русской истории к образованию громадной империи (Карамзин), хотя сам исходил из той же, что и Карамзин, юридической концепции понимания историч. процесса.
Как писатель Костомаров выступил в 30-х гг. под псевдонимом Иеремия Галка с рядом стихотворений («Украинские баллады», «Ветка»). С 6О-х гг., занимаясь преимущественно историей, Костомаров не оставлял и художественного творчества.
Ему принадлежат "романтические драмы, из которых наиболее значительна «Савва Чалый», повести («Сын», «Кудеяр») и исторический роман «Черниговка». Костомаров - представитель так называемого молодого поколения романтиков украинской литературе. Костомарову принадлежат переводы из Байрона и произведены чешских романтиков.
И. Меницшй.


Источник:  Лит.: Большая советская энциклопедия, под ред. О.Ю. Шмидта, 1937г., т. 34, стр. 446-447.
БСЭ, 1973г., т. 13, стр. 275 [811-812].
Произведения:
«Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»;

Сайты по теме:
Материал из Википедии | Костомаров, Николай Иванович
Хронос | Костомаров Николай Иванович

Яндекс цитирования Rambler's 
	Top100 SpyLOG Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Доски объявлений Новосёл.ру Находится в каталоге Апорт


Нравится
Хостинг от uCoz